Электронный адрес для классного руководителя

Очень скоро все школы Беларуси будут иметь доступ в Интернет

— Ситуация с Интернетом в школах меняется очень стремительно. Буквально два года назад доступ в глобальную информационную сеть имели только 10-12 процентов всех белорусских школ. Сегодня 56 процентов школ имеют доступ в Интернет, из них примерно 72 процента городских и 47 сельских, — рассказал на пресс-конференции, посвященной проблемам информатизации и системы образования, директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь Николай ЛИСТОПАД. – Такие темпы позволяют прогнозировать, что в ближайшем будущем все школы получат возможность доступа в Интернет.

Эти слова Николая Листопада можно перевести так: на наших с вами глазах школа в привычном для нас понимании полностью изменится: станут другими классы – с интерактивными досками, станут другими учебники – с электронной поддержкой, станут другими учителя – с мышкой вместо указки, станут другими отношения между родителями и учителями – с помощью электронной почты вместо записей в дневнике… Интересно, изменимся ли мы и наши дети?

Разработчики государственной программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 года» уверены, что в итоге изменится к лучшему все общество. Потому что дети, которые с помощью компьютерной анимации поймут те темы математики и физики, в которых так и не разобрались их родители, когда вырастут, смогут создать и экономику, про которую мы только мечтаем.

Все предпосылки сегодня уже существуют. Почти в каждой белорусской школе есть компьютерные классы. Отстает Брестская область: там компьютерной техникой не обеспечены еще 8 процентов школ. Более того, в абсолютном большинстве случаев компьютеры стоят современные. На Минщине и Гроденщине – почти что все. К сожалению, на Могилевщине дети чаще вынуждены пользоваться морально устаревшей техникой, особенно в сельских школах. В некоторых школах можно еще встретить даже машины «Корвет», которые пригодны разве что для палеонтологических музеев электроники. Тем не менее, социальный стандарт, который предусматривает, что на один современный компьютер должно приходится не более за 30 учеников, в этом году был выполнен. Другое дело, не устарел ли сам социальный стандарт? Потому что практика показывает, что если компьютер в школе – не просто школьная мебель и жертва исполнения инструкций, а активный инструмент в обучении детей, то одного, или даже двух компьютерных классов недостаточно. Потому что его активно могут использовать и учителя начальной школы, и предметники, и исследователи, и школьное руководство, и психологи, и воспитатели…

Насчет Интернета. Есть доступ и есть доступ, говорят знающие. Это значит, что по выделенной линии – нормальный, полноценный Интернет – сегодня имеет только 6 процентов белорусских школ. Остальные – опять же, скорее для отчетов, чем для дела. Доступ в Интернет – слишком дорогое удовольствие для многих школ. Ситуация начала меняться в лучшую сторону после введения Телекомом «Школьного тарифа» — это достаточно дешевый доступ по довольно быстрому каналу связи, заверил господин М. Листопад. Еще одна причина, из-за которой большинство школ не обеспечены выходом в глобальную сеть, техническая – некачественные каналы связи. Однако и тут намечается прорыв. С введением технологии АDSL, которая позволяет использовать телефон одновременно для передачи и голоса, и данных, и при этом остается свободным телефонный номер, ситуация начала меняться. Возможность такого доступа сейчас имеет практически каждая школа.

Предварительная Программа информатизации системы образования длилась 8 лет и в этом году завершилась. Ее цель была достигнута – созданы техническая инфраструктура, в небольшом объеме – программное обеспечение и локальные сети. Иными словами – все условия для настоящей информатизации.

1 марта 2007 года подписано постановление Совета Министров № 265 «О утверждении программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 года». Сущность новой программы – наполнение созданной инфраструктуры содержанием. Речь идет про так называемый контент (от англ. Сontent — содержание): создание и объединение информационных ресурсов, создание условий для их использования и создание единой образовательной среды.

В программе определены 6 основных направлений. Первый – разработка и укоренение национальных информационных образовательных ресурсов, электронных средств обучения и отраслевых систем управления. Это значит, что каждый учитель-предметник сможет использовать на своих уроках необходимые ему компьютерные программы по преподаванию той или иной темы, и программы эти будут не российские (как было обычно до этого), а именно белорусские, которые соответствуют нашим учебникам. То же касается и работы руководителей всех звеньев.

Второе направление – интеграция учреждений и органов управления системы образования в единую отраслевую информационную среду. Это значит, что до 2010 года 85 процентов всех белорусских школ будут иметь возможность обмена информацией между собой и доступа в сеть Интернет.

Третье направление – инфраструктурное. Проблема обновления парка компьютерной техники остается актуальной. Согласно статистики, за год морально устаревает примерно 60 процентов компьютеров. Это значит, что через четыре-пять лет мы должны будем заменить в школах все компьютеры. В школах, где количество учащихся более 640, должны быть открыты дополнительные компьютерные классы. Под техникой имеются ввиду не только компьютеры, но и проекционное оборудование, интерактивные доски, коммуникационное оборудование для создание локальных сетей и обеспечения доступа в Интернет.

Четвертое направление – развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дело в том, что сегодня каждый учитель обязан повышать свою квалификацию раз в пять лет, но этого недостаточно для информационных технологий, которые развиваются очень быстро. Поэтому решено подготавливать в главном информационно-аналитическом центре, в Академии последипломного образования представителей районов – так называемых тьюторов. Которые потом будут разъезжать по школам и знакомить со всем новым своих коллег.

Два следующих направления – правовое и научно-методическое обеспечение информатизации образования.

— К сожалению, до сегодняшнего дня мы не имеем серьезных разработок белорусских ученых, которые связаны с информатизацией системы образования, — заметил Николай Листопад. – У нас нет ни одного доктора педагогических наук, который защищался бы в этой отрасли. Нет такой научной школы или признанного ученого. Так сложилось из-за того, что мы до определенного времени пользовались разработками российских ученых. Но теперь имеем острую нужду в национальных разработках. Два месяца назад при национальном институте образования была создана лаборатория «Электронные образовательные ресурсы», которая будет заниматься разработкой образовательных программ для белорусских школьников.

Руководитель лаборатории Сергей Сергеев с помощью проектора продемонстрировал журналистам, чем настоящий программный продукт отличается от электронного варианта учебника. Это когда ты не просто видишь схему устройства атомной, например, станции, но и можешь заглянуть внутрь каждой кладовой, причем компьютер сразу тебе объяснит, что для чего, почему, куда и откуда. Так что очередной взрыв будет просто невозможным. Так, в конце концов, уверяют те, чей язык («тьюторы», «контент» и т.д.) сегодняшние дети понимают лучше, чем многие школьные учителя.

Ссылка на основную публикацию